Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год:
1. Забвению не подлежит.
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен.
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой.
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.
В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет 2 декабря 2020 года, 3 февраля и 5 мая 2021 года.
На одном из сайтов есть такие рекомендации:
Какие произведения читать при подготовке к итоговому сочинению в 2020-2021 уч. году.
1. «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности)
- В. Быков «Обелиск».
- Б. Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие…».
- М. А. Шолохов «Родинка» («Донские рассказы»).
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
- Г. Бёлль "Путник, когда ты придёшь в Спа...".
2. «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»)
- И. А. Гончаров «Обломов».
- И. С. Тургенев «Отцы и дети».
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
- Л. Н. Толстой «Война и мир».
- А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
3. «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом)
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
- В. М. Шукшин «Мастер».
- Г. Бёлль "Путник, когда ты придёшь в Спа...".
- Курт Воннегут «Гаррисон Бержерон».
4. «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
- М. А. Шолохов «Тихий Дон».
- Курт Воннегут «Гаррисон Бержерон».
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита.
- Ю. Глуховский «Текст».
5. «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
- И. А. Гончаров «Обломов» «Отчего же я такой? «Теперь или никогда?» и т.д.).
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
- М. А. Шолохов «Тихий Дон» (Григорий Мелехов: «Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый..»).
- Л. Н. Толстой «Война и мир» (размышления Николая Ростова, Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой).
- У. Шекспир «Гамлет» («Быть или не быть?»).
- И. С. Тургенев «Отцы и дети» (Н.П. Кирсанов: «но отвергать поэзию…»).
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Журнал Печорина).
- Г. Бёлль "Путник, когда ты придёшь в Спа...".
|